Йога терапия. Программа Йога ТВ
Программа «Воскресный вечер с йогами. Йогатерапия» начало 12 мая в 20.00 по Москве. Обсуждаются терапевтические возможности йоги и эффекты йогатерапии. Приглашаем всех к просмотру по ЙОГАВИЗОРУ
Участники:
- Андрей Гуденко — «Йога-Терапия»
- Артём Фролов — Преподаватель хатха-йоги.
- Александр Наймарк — Преподаватель классической йоги.
- Леонид Гарценштейн — преподаватель хатха-йоги, выпускник института йога-терапии по традиции Дхирендры Брахмачари. Президент Ассоциации Йоги Республики Молдова.
- Ирина Архипова — директор студии исторических фильмов «Фараон». Активный участник и исследователь экспедиций в Гималаи по изучению физиологических аспектов йоги туммо.
- Ринад Минвалеев — российский физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления. Ведущий именного раздела в дискуссионно-просветительском клубе «Центр классической йоги и йогатерапии»
- Николай Прокунин — сертифицированный специалист Международной ассоциации йогатерапевтов.
Виктор Бойко — руководитель Московской школы йоги. - Николай Дорохов — преподаватель классической йоги школы Виктора Бойко
- Елена Касоверская — Инструктор по Йоге Айенгара.
- Владимир Шевченко — организатор и ведущий дискуссии.
В программе приняли участие преподаватели йоги и люди, которые позиционирующие себя как йогатерапевты. Предметом обсуждения стала йогатерапия, как метод терапевтического воздействия на здоровье человека, чем она занимается, какие болезни вылечивает, какими способами. А главное — как отличить йогатерапию от другой терапии.
Краткий конспект программы «Йогатерапия»
Программу, посвященную йогатерапии, мы начали с обсуждения документа об окончании некоего института йогатерапии, в котором представлены дисциплины, обязательные для сдачи и получения диплома. Выдержка: «Ведение в специальность, физиология, анатомия, массаж, биомеханика, биохимия….» Это далеко не весь список, данного документа. Поэтому первым, к участникам программы, был вопрос: «Какие из методов терапевтического воздействия можно причислить к йогатерапии, а какие нет?»
Николай Дорохов первым провел границу между методами терапии, разделив йогатерапию и физиотерапию, определив массажи, иглоукалывания, двигательные упражнения к физиотерапевтическим методам, добавив, что йогатерапию можно отнести к физиотерапии в отдельных случаях. Но подчеркнув при этом, что необходимо очень четко понимать разницу между двумя методами терапий.
Артем Фролов не согласен, что йогатерапию можно отнести к физиотерапии. Это можно сделать только в том случае, считает он, если поставить вместе йогу и лечебную физкультуру. Но йогатерапия гораздо глубже и системнее, чем простые физические упражнения лечебной физкультуры, потому что она предполагает работу с вниманием. Это то, чего не предполагает физиотерапия. Йогатерапия, по его мнению — это та же йога, только направленная на решение проблем со здоровьем. Методы йогатерапии обязательно включают работу с вниманием, сознанием, внутреннимим психическими процессами, это и отличает её от физиотерапевтических методов. Но самое главное отличие, это то, что йогатерапия предусматривает, что некие вещи пациент выполняет самостоятельно без помощи из вне и ему для этого не нужны массажисты, вспомогательное оборудование, врач-иглорефлексотерапевт и т.д. Вот коренное отличие всех физио- методов лечения от йогатерапии. И задача йогатерапевта научить этому пациента, научить его работать над собой дома, на коврике. Вот тогда это будет йогатерапия.
Следующий участник Леонид Гарценштейн утверждает, что все намного проще. Есть йога и есть терапия — два слова. Но не вся йога может быть терапией. В ответ на утверждение, что йогатерапией можно назвать самостоятельные занятия дома, Леонид уточняет, что дома можно делать много чего (например делать клизмы, принимать таблетки). И это не означает, если человек самостоятельно делает дома какие-то разминки, это можно будет назвать йогой. Впрочем Леонид согласен, что в своей практике преподавания тоже стремится к тому, чтобы люди занимались дома сами. «Йога это действительно что-то самостоятельное, но самостоятельное как образ жизни, в котором проходит единение между разумом, телом и душой» — говорит он. По его мнению именно это и отличает йогу от любой другой формы терапии. «Разум, тело и душа — три структуры: физическое ментальное и духовное. И если не присутствует в терапии вот этого единения, это имеет право быть, но если оно не присуще образу жизни, если в этом нет присутствия и осознанности, тогда это нельзя назвать йогой и йогатерапией». Терапия, это когда мы приводим какие-то функциональные нарушения в порядок, тогда это йогатерапия, если это йога, то это единение.
Понятие «йогатерапия» может быть таким, какой смысл мы в него вкладываем, говорит Андрей Гуденко. Это может быть и раздельно йога и терапия, это может быть и совместно. И всё зависит от цели, которую мы себе ставим. Но важнее всего результат в процессе этих занятий. А разделяется это ка-то на физиологические или духовные аспекты неважно. Однако единение, с его слов, является одним из важных моментов в занятиях йогой.
Марина. Йогатерапия, прежде всего — внутреннее движение, внутренняя работа над тем, чтобы разблокировать внутренние процессы напряжения. Есть два пути к оздоровлению: первый наиболее типичен, когда люди идут от физического тела, то есть делают упражнения, физиотерапию, массажи. Это, так сказать более легкая дорога, но она менее эффективна, по мнению Марины. И есть второй путь — внутренний, когда человек начинает менять свое сознание, образ мыслей и от этого меняется его физическое состояние и восприятие себя в мире. Марина признается, что на собственном опыте, на примере своего заболевания убедилась в эффективности такого метода. И на своих занятиях Марина старается погрузить человека во внутреннее состояние, чтобы он предельно внимательно относился ко всему, что происходит, как на физическом плане, так и на внутреннем плане. Как реагирует его тело на асаны и пранаямы, и на все, что человек делает на занятиях.
Виктор Бойко. Когда мы занимаемся йогой, технология которой основана на Сутрах Патанджали, мы достигаем молчания ума. Когда мы с вами каждый день отключаем голову, останавливаем процесс мышления и целеполагание полностью снимается на какое-то время, рано или поздно психосоматика сама начинает ставить себе цели, а цель у нее только одна — самовосстановление. И вот тогда начинается процесс, который называется йогатерапия. Процесс идет и он независим. Мы подгоняем йогу под человека, чтобы человек понял технологию и смог понять механизм получения вот этого молчания ума, вот этот зазор, когда прекращается вся деятельность, наступает молчание ума. Это и есть Йогатерапия. После этого начинает работать система и в зависимости от того какой тип заболевания у человека, могут добавляться дополнительные средства. Чистки, пранаямы. удияна бандха. мула бандха могут быть добавлены, какие-то техники медитационные, не исключена такая возможность, но все это используется штучно по показаниям к данному человеку.
Текстовая версия программы «Йогатерапия» приведена в сокращенном варианте, смотрите видео — полную версию программы.